О диКтаНте
статистика
Число участников
В 2024 году 81% впервые  приняли участие диктанте
Средний процент правильных ответов
Лидеры 2024 года по количеству правильных ответов
Число регионов
рубрики
В 2025 году страна отметила 80-летие Великой Победы. К этой дате Росстат подготовил юбилейный статистический сборник «Цифры Победы», в котором отражена жизнь страны в разные периоды: предвоенные годы, время войны и послевоенное восстановление. Эти данные позволяют оценить динамику промышленного производства, изменения в демографии, уровень потерь и вклад советских граждан в Победу. Сборник доступен на официальном сайте.
Перейти
В 2015 году все государства – члены ООН приняли 17 глобальных целей устойчивого развития, каждая из которых содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет. Они охватывают ключевые сферы: ликвидацию нищеты и голода, охрану здоровья, борьбу с изменением климата, устойчивую энергетику и экономический рост. В России вопросы мониторинга показателей ЦУР координирует Росстат. Ежегодно проводится работа по анализу международных методологий, разработке показателей ЦУР на национальном уровне и последующему предоставлению данных по ним. Подробнее на сайте Росстата.
Перейти
Изучая теорию, совершенствуем практику
Статистика – это язык науки и инструмент анализа современного мира. Теоретические основы необходимы для проведения обоснованных исследований, а практические навыки позволяют работать с большими массивами данных. Вопросы в диктанте охватывают как базовые понятия статистики (методы расчета ВВП, индексы, коэффициенты), так и современные направления, включая креативную экономику.
Нескучная статистика
Статистика ежедневно сопровождает нас: в публикациях, опросах, отчетах, таблицах и диаграммах. Она помогает находить тенденции и принимать решения, влияющие на жизнь миллионов людей. Вопросы этой рубрики касаются сопоставимости данных, международных сравнений, структуры потребления, а также интересных фактов из жизни стран мира.
Россия – огромная страна с богатейшими ресурсами, мощным потенциалом и высокой динамикой развития. Росстат обеспечивает общество достоверной информацией о социальной и экономической ситуации, помогая государству и гражданам принимать взвешенные решения. Вопросы этой рубрики связаны с особенностями населения и территорий, демографией, региональными различиями и историей отечественной статистики. Данные доступны на официальном сайте Росстата.
Перейти
Статистика является универсальным языком общения государств и народов. Для обеспечения сопоставимости данных используются единые классификации и стандарты. Это позволяет корректно сравнивать уровни развития стран, включая государства СНГ и БРИКС. Вопросы рубрики касаются именно международных сопоставлений: от ВВП и индекса Джини до производства сельхозпродукции и современных технологий.
Скачать ежегодник
Проверь свои знания!
Прямая речь
Партнеры
Обратная связь
  • Хорошева Маргарита
    Ученица 7-го класса, г. Астрахань
    Вероятность и статистика для меня новый предмет, изучаю второй месяц, но он уже успел понравиться. Именно поэтому я решила попробовать свои силы в Статистическом диктанте, пригласила участвовать друзей, а некоторые ребята из класса сами попросили ссылку на сайт. После прохождения Статдиктанта, у нас появилась ещё одна общая тема для обсуждения.
  • Ксения Свиридова
    Специалист-эксперт отдела государственной статистики Кировстат
    Для меня статистика – профессия относительно новая, работаю в ней всего год, но она уже успела меня по-настоящему увлечь. Именно поэтому я с таким интересом решила проверить свои силы в Статистическом диктанте, рекомендовала его коллегам, а некоторые, узнав, присоединились сами. После прохождения Диктанта у нас появилась не только возможность оценить свои знания, но и ещё одна профессиональная тема для живого обсуждения.
  • Анастасия Кольчурина
    Помощник временно исполняющего обязанности руководителя Челябинскстата
    Для меня Статдиктант уже стал своеобразной традицией — ежегодной проверкой самой себя. Работая в статистике, я всегда с особым чувством жду эту акцию. Интересно наблюдать, как с каждым годом диктант меняется, привлекает новых людей, находит свежие форматы. И хотя я уже не новичок в профессии, всегда нахожу для себя что-то новое и полезное. Это помогает не останавливаться и помнить, что наша работа — это не просто цифры в таблицах, а живой инструмент, который нужен самым разным людям.
  • Татьяна Лепская
    Помощник руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия
    Для меня это уже седьмой Статистический диктант и с каждым годом все заметнее рост и развитие проекта. Выражается это не только в количестве участников, а в качестве вопросов. Многие задания заставляют обратиться к истории или сами рассказывают интересные факты. Очень здорово, что существует такая возможность, ведь через нее мы приглашаем людей окунуться в наш мир цифр.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении ежегодной просветительской акции
«Статистический диктант»

2025 г.



1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок и условия проведения ежегодной просветительской акции «Статистический диктант» (далее – Диктант).
1.2. Организаторами Диктанта являются Федеральная служба государственной статистики, участники корпоративного конкурса «Лидеры Росстата» Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – Алтайкрайстат) при поддержке Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация статистиков» и автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей».
1.3. Общее руководство подготовкой, проведением и подведением итогов Диктанта осуществляет Организационная группа, которая формируется из числа сотрудников центрального аппарата Росстата, Алтайкрайстата и Кировстата.
1.4. Доступ к тестированию возможен через сайт Диктанта https://sd.rosstat.gov.ru (далее – Сайт).
1.5. В задания Диктанта входят вопросы, полученные в рамках акции «Стань автором вопросов для Статистического диктанта-2025».
1.6. Полная информация о Диктанте размещается на Сайте.

2. Цель, задачи и принципы проведения Диктанта
2.1. Диктант проводится с целью:
  • повышения доверия к официальной статистической информации и улучшение имиджа Росстата;
  • совершенствование системы коммуникации между органами статистики и пользователями.
2.2. Задачами Диктанта являются:
  • предоставление возможности всем желающим принять участие в интеллектуальном соревновании по знаниям статистики и узнать свой результат;
  • мотивация различных пользователей к изучению статистики, знание которой является неотъемлемой составляющей образованного человека в информационном обществе;
  • популяризация статистических знаний через привлечение к участию представителей средств массовой информации и широкое освещение мероприятия в информационном пространстве.
2.3. Проведение Диктанта основано на следующих принципах:
  • принцип добровольности участия в написании Диктанта и работе по его подготовке и проведению;
  • принцип открытости – принять участие в написании Диктанта может любой желающий, независимо от возраста, образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства;
  • принцип доступности – участие в Диктанте осуществляется на безвозмездной основе. Гарантируется проверка работы и получение результатов написания Диктанта;
  • принцип компетентности – в разработке заданий Диктанта и проверке работ участвуют специалисты в области статистики;
  • принцип единства порядка написания и критериев проверки – Диктант будет проводиться в период с 7 по 13 октября включительно; участники Диктанта получают одинаковое время на выполнение заданий; все задания проверяются и оцениваются по единым критериям.

3. Участники Диктанта
3.1. Участниками Диктанта могут стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком, независимо от пола, возраста, образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства.
3.2. Стать участником Диктанта можно после прохождения регистрации на сайте партнера проекта «Россия – страна возможностей».

4. Организация и проведение Диктанта
4.1. Диктант проводится – с 7 октября по 13 октября.
4.2. Для подсчета результатов Диктанта применяется следующая система оценивания: за каждый правильный ответ на вопрос участнику начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов. На каждый вопрос может быть только один правильный ответ.
4.3. Диктант проводится в форме тестирования.
4.4. Участникам Диктанта рекомендуется выполнять задания самостоятельно, без посторонней помощи и использования внешних источников информации.
4.5. Доступ к прохождению Диктанта на Сайте открывается в первый день проведения Диктанта.
4.6. Результаты написания Диктанта и памятный сертификат предоставляются участнику после завершения Диктанта. Уведомление о получении сертификата придет на электронную почту, указанную при регистрации, а также в личный кабинет на платформе «Россия – страна возможностей».
4.7. Публикация правильных ответов на сайте Диктанта – 20 октября 2025 года.
4.8. По результатам проведения Диктанта формируется отчет.
4.9. Публикация отчета о проведении Диктанта – 28 ноября 2025 года.
4.10. Проведение Диктанта осуществляется в двух форматах: для взрослых (взрослый Диктант) и для детей (детский Диктант).
4.11. Участниками детского Диктанта могут быть лица в возрасте от 12 до 18 лет.
4.12. Взрослый Диктант включает 30 вопросов. На выполнение заданий предоставляется 45 минут.
4.13. Детский Диктант включает 15 вопросов. На выполнение заданий предоставляется 30 минут.
4.14. Взрослый и детский Диктанты проводятся одновременно в установленные сроки.

Сайт Диктанта: https://sd.rosstat.gov.ru

Вопросы и ответы Статдитктанта-2025

1. Победа глазами статистики


Вопрос 1

По данным статистического сборника «Цифры Победы», посвященного 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, численность населения СССР достигла довоенного уровня середины 1941 года к началу:

1. 1947 года;

2. 1950 года;

3. 1956 года.

Вопрос 2

В период Великой Отечественной войны прежде всего финансировались расходы, связанные с обороной страны.

По данным статистического сборника «Цифры Победы», посвященного 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, укажите, в каком году расходы на обеспечение потребностей войны достигли наибольшего значения, а именно 59,5% от общей суммы расходов бюджета СССР?

1. 1941;

2. 1943;

3. 1944.

Вопрос 3

Какой метод сбора статистической информации был предложен и применён на практике первым начальником ЦСУ Госплана СССР Н.В. Старовским? Этот способ получения данных стал особенностью статистического учёта во время Великой Отечественной войны, он позволял быстро мобилизовать имеющиеся в стране ресурсы.

1. Аэросъёмка объектов;

2. Срочные (моментальные) переписи;

3. Обследование домохозяйств.

Вопрос 4

По данным статистического сборника «Цифры Победы», посвященного 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, укажите, на сколько сократилась численность мужского населения в трудоспособном возрасте в СССР с 1941 по 1946 годы?

1. 15%;

2. 21%;

3. 31%.

Вопрос 5

Сколько танков и самоходных артиллерийских установок (САУ) по данным статистического сборника «Цифры Победы», посвященного 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, было произведено в Советском Союзе в годы войны?

1. 102,8 тыс. штук;

2. 41,2 тыс. штук;

3. 351,8 тыс. штук.

Вопрос 6

Великая Отечественная война - героическая страница нашей истории. Высшей наградой за совершенные подвиги было присвоение звания Героя Советского Союза. Медаль являлась знаком отличия лиц, удостоенных этого почетного звания.

По данным статистического сборника «Цифры Победы», посвященного 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, за годы войны количество награждений медалью «Золотая Звезда» составило:

1. 7,9 тыс.;

2. 8,7 тыс.;

3. 11,7 тыс.

Вопрос 7

Согласно данным статистического сборника «Цифры Победы», посвященного 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, численность населения СССР за период 1941-1945 гг. уменьшилась на:

1. 19%;

2. 10%;

3. 13%.

Вопрос 8

Самым тяжелым последствием Великой Отечественной войны стати людские потери. Общая цифра потерь была получена в результате обширных статистических исследований ученых-демографов и последующей работы государственной комиссии по уточнению людских потерь.

По данным статистического сборника «Цифры Победы», посвященного 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, общие безвозвратные потери СССР в войне (военнослужащие и гражданское население) составили:

1. 20,0 млн человек;

2. 26,6 млн человек;

3. 30,5 млн человек.

Вопрос 9

Эффективность советских летчиков-истребителей по числу сбитых самолетов составила:

15, 22, 18, 25, 20, 16, 19, 23, 17, 21.

Найдите медианное количество сбитых самолетов.

1. 19,0;

2. 19,5;

3. 20,0.

Вопрос 10

Блокадный паек.

В ноябре 1941 года норма хлеба для рабочих составляла 250 г, для служащих - 125 г, для детей - 125 г. Если в городе было 40% рабочих, 30% служащих и 30% детей, каков был средний паек на человека?

1. 150 г;

2. 175 г;

3. 190 г.

Вопрос 11

Определите среднегодовой объем валовой продукции промышленности за годы Великой Отечественной войны по формуле средней геометрической.

Динамика валовой продукции промышленности за 1941-1945 годы соответственно составила:

98%, 79%, 117%, 115%, 88%.

1. 98%;

2. 92%;

3. 110%.

Вопрос 12

Франция, будучи одной из крупнейших европейских держав к началу Второй мировой войны, до подписания акта капитуляции сопротивлялась чуть более 40 дней. А сколько продержался дом Павлова в Сталинграде?

1. 26 дней;

2. 33 дня;

3. 58 дней.


2. Цели устойчивого развития (ЦУР). Как меняется мир?


Вопрос 13

Какой из показателей используется для оценки прогресса в достижении ЦУР 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте»?  

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

2. Все вышеперечисленное;

3. Обеспеченность врачами (на 10 000 человек населения).

Вопрос 14

В каком документе между федеральными органами – субъектами официального статистического учета распределены работы по формированию статистической информации, необходимой для мониторинга достижений ЦУР в Российской Федерации?

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»;

2. Стратегия развития системы государственной статистики и Росстата до 2030 года;

3. Федеральный план статистических работ.

Вопрос 15

Какова роль национальных статистических служб в оценке достижений ЦУР?

1. Разработка международных законов;

2. Сбор, обработка и распространение данных для мониторинга ЦУР;

3. Финансирование проектов устойчивого развития.

Вопрос 16

Сколько целей и задач включает в себя программа в области устойчивого развития «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»?

1. 7 целей и 69 задач;

2. 17 целей и 169 задач;

3. 20 целей и 189 задач.

Вопрос 17

Для мониторинга достижения ЦУР №8 «Достойная работа и экономический рост» в Национальный набор показателей ЦУР включена «Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации». По субъектам Российской Федерации разрабатывается доля туристской индустрии в валовом региональном продукте, максимальная доля которого за 2022 год зафиксирована в:

1. Республике Алтай; 

2. Калининградской области; 

3. Забайкальском крае.

Вопрос 18

Индекс производительности труда – показатель, предназначенный для оценки достижения ЦУР № 8 «Достойная работа и экономический рост». В соответствии с Федеральным планом статистических работ расчет указанного индекса осуществляет:

1. Минтруд России;

2. Росстат;

3. Минцифры России.

Вопрос 19

Для мониторинга какой цели устойчивого развития используется индекс концентрации доходов (коэффициент Джини)?

1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах;

2. Сокращение неравенства внутри стран и между ними;

3. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства.

Вопрос 20

Что является основным источником данных для мониторинга ЦУР в большинстве стран? 

1. Опросы в социальных сетях;

2. Официальная государственная статистика;

3. Медиа-отчеты.


3. Изучая теорию, совершенствуем практику

Вопрос 21
Коэффициент корреляции характеризует тесноту  связи между результативным признаком и отобранными одним и более факторными признаками. Какой из приведенных значений коэффициентов показывает весьма тесную обратную связь:
1.-0,182;
2. -0,982; 
3. 0,931.
Вопрос 22
Какого метода расчета ВВП не существует?
1. Производственного;
2. Использования доходов;
3. Формирования по источникам расходов.
Вопрос 23
Метод, направленный на поиск зависимостей путём исследования различий в средних значениях, называется:
1. Фракционный анализ;
2. Дисперсионный анализ;
3. Функциональный анализ.
Вопрос 24
Обобщение информации из выборки для получения представления о свойствах генеральной совокупности называется:
1. Дедуктивная статистика;
2. Эмпирическая статистика;
3. Индуктивная статистика.
Вопрос 25
Признаки, которые оказывают влияние на другие связанные с ними признаки, но сами являются независимыми, называются:
1. Факторными; 
2. Косвенными;
3. Моментными.
Вопрос 26
Признаки, которые являются зависимыми от других признаков и изменяются под их влиянием, называются:
1. Несущественными;
2. Результативными;
3. Описательными.
Вопрос 27
Группировка, которая позволяет установить зависимость между признаками, называется:
1. Типологической;
2. Структурной;
3. Аналитической.
Вопрос 28
Множество элементов, обладающих массовостью, некоторыми общими свойствами, существенными характеристиками и наличием вариации признаков (например, предприятия, выпускающие промышленную продукцию при изучении промышленного производства), это:
1. Генеральная совокупность;
2. Статистическая совокупность;
3. Статистическое множество.
Вопрос 29
Статистическая таблица - форма рационального, наглядного и систематизированного изложениячисловых результатов сводки и обработки статистических материалов. По своему содержанию статистическая таблица напоминает грамматическое предложение: в ней принято выделять подлежащее и сказуемое. Сказуемое статистической таблицы:
1. Объект, который характеризуется цифрами;
2. Объект и заголовок таблицы;
3. Система показателей, которыми характеризуется объект изучения.
Вопрос 30
В геометрии эта величина является важной характеристикой любого треугольника. В каждом треугольнике их три. В статистике величина этого показателя является центральным значением в вариационном ряду данных (т.е. это значение, которое делит упорядоченный ряд данных на две равные части, где половина наблюдений меньше, а другая половина больше этого значения). Как называется эта величина?
1. Мода;
2. Медиана;

3. Биссектриса.

4. Нескучная статистика


Вопрос 31
Какое важное демографическое событие произошло в 2017 году в городе Партизанске Приморского края?
1. Повышение рождаемости в 2 раза;
2. Зафиксирован рекорд долгожительства;
3. Рождение пятерняшек.
Вопрос 32
Римский поэт Квинтилиан говорил, что необразованного человека выдает:
1. Неумение считать;
2. Неумение правильно показать числа на пальцах;
3. Неумение правильно писать.
Вопрос 33
В современном сельском хозяйстве урожайность учитывают в центнерах с гектара. Исторически на Руси использовали единицу измерения, которая позволяла наглядно оценить результат крестьянского труда путем сравнения общего сбора сельскохозяйственных культур с количеством использованных семян. Эта единица называлась:
1. Аршин;
2. Кадь;
3. Сам.
Вопрос 34
Здание Росстата на Мясницкой улице в Москве является объектом архитектурного наследия. Авторомпроекта был выдающийся зодчий-авангардист, которого называют отцом современной архитектуры. Кто он?
1. Вальтер Гропиус;
2. Ле Корбюзье;
3. Константин Мельников.
Вопрос 35
Один из советских авторов описал значимость статистических исследований не на привычном языке стандартных формулировок, а на языке поэзии: «Статистика, строгая муза, ты реешь над каждой судьбой. Ничто для тебя не обуза, никто не обижен тобой. Не всматриваешься ты в лица и в душу не лезешь, а все ж для каждой людской единицы в таблицах ты место найдешь»? Это был поэт и прозаик, фантаст:
1. Вадим Шефнер;
2. Давид Самойлов;
3. Евгений Евтушенко.
Вопрос 36
После Указа Петра I от ноября 1718 года, которым предписывалось «взять сказки у всех, чтобы правдивые принесли, сколько у кого в какой деревне душ мужского пола», в России прошло 10 ревизий. Данные первых двух послужили великому русскому учёному для подготовки и издания научного труда «О сохранении и размножении русского народа», который явился предпосылкой для создания и развития статистической системы России.
Автор этого труда:
1. В.Н. Татищев;
2. М.В. Ломоносов;
3. И. К. Кирилов.
Вопрос 37
В 2024 году Международным статистическим институтом был учрежден праздник, который будет отмечаться ежегодно 21 мая?
1. Международный день статистических знаний,
2. Международный день ветеранов статистики,
3. Международный день статистической грамотности.
Вопрос 38
Официальная статистическая информация о занятости и безработице, участии населения в различных формах трудовой деятельности, трудовой миграции это:
1. Статистика трудового потенциала;
2. Статистика человеческого капитала;

3. Статистика рабочей силы.

5. Моя Родина Россия


Вопрос 39
Укажите регионы России - лидеры по среднедушевому потреблению мяса и мясопродуктов в 2023 году:
1. Республика Алтай, Тюменская область
2. Псковская область, Республика Дагестан
3. Московская область, Республика Калмыкия
Вопрос 40
По производству какой сельскохозяйственной культуры Россия в 2023 году являлась мировым лидером с максимальной долей производства?
1. Подсолнечник;
2. Картофель,
3. Рис.
Вопрос 41
Какова доля населения России в возрасте от 3 до 79 лет, систематически занимающегося спортом, за 2024 год?
1. 60,3%;
2. 71,2%;
3. 56%.
Вопрос 42
Сколько человек, по данным Всероссийской переписи населения 2020 года, проживало в России на постоянной основе (постоянное население Российской Федерации, находившееся на территории страны)?
1. 132 млн;
2. 137 млн;
3. 147 млн.
Вопрос 43
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года наибольшее число национальностей учтено в: 
1. г. Москве; 
2. Республике Марий-Эл; 
3. Республике Саха (Якутия). 
Вопрос 44
В России 16 городов-миллионников (по данным Росстата о численности населения на 1 января 2024 года) Какие из них находятся на берегу реки Волги?
1. Уфа, Казань, Воронеж, Пермь,
2. Волгоград, Самара, Нижний Новгород, Казань.
3. Волгоград, Саратов, Тольятти, Нижний Новгород.
Вопрос 45
Поддержание здоровья населения – один из приоритетов для Российской Федерации. Какова доля граждан России, прошедших профилактический медицинский осмотр и (или) диспансеризацию в 2024 году?
1. Более 30%;
2. Более 70%;
3. Более 50%.
Вопрос 46
Назовите регион РФ с самым низким уровнем инфляции в 2024 году.
1. Республика Чувашия;
2. Чукотский автономный округ;
3. Тюменская область.
Вопрос 47
Назовите единственный субъект Российской Федерации, в котором на 1 января 2024 года преобладает численность мужского населения.
1. Алтайский край;
2. Чеченская Республика;
3. Вологодская область
Вопрос 48
Какую долю заняла креативная экономика в ВВП России в 2024 году?
1. 3,0%;
2. 4,1%;
3. 9,7%.
Вопрос 49
Какой вид транспорта преобладал в структуре пассажирооборота Российской Федерации в 2023 году?
1. Железнодорожный;
2. Воздушный;
3. Автомобильный.
Вопрос 50
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния. За 2024 год площадь ООПТ составила:
1. 122 млн га;
2. 76 млн га;

3. 245 млн га.


6. Цифры, объединяющие мир


Вопрос 51
Какой из следующих показателей чаще всего используется для международных сопоставлений уровня экономического развития?
1. Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения; 
2. Индекс человеческого развития (ИЧР);
3. Уровень безработицы. 
Вопрос 52
Самым потребляемым мясом в мире является?
1. Говядина; 
2. Свинина;
3. Мясо птицы. 
Вопрос 53
По данным Российского статистического ежегодникав 2023 году среди стран СНГ самый высокий коэффициент естественного прироста зарегистрирован в:
1. Казахстане; 
2. Республике Молдова;
3. Узбекистане. 
Вопрос 54
Какое из следующих утверждений наиболее точно описывает значение международной сопоставимости статистических данных?
1. Позволяет странам обмениваться информацией о ВВП в одной валюте;
2. Обеспечивает возможность корректно сравнивать социально-экономические процессы и прогресс стран на основе единых методологий и стандартов; 
3. Устраняет необходимость в национальных статистических службах.
Вопрос 55
Какая страна БРИКС занимала 1 место по выращиванию овощей и фруктов в 2023 году (данные совместного сборника стран БРИКС, выпущенного Росстатом в 2024 году)?
1. Россия;
2. Китай;
3. Египет.
Вопрос 56
Страна СНГ – лидер по индексу промышленного производства в 2024 году.
1. Таджикистан;
2. Казахстан;
3. Армения.
Вопрос 57
Кто не рождён в 21 веке?
Человек, родившийся в:
1. В городе Санкт-Петербурге в 2013 году
2. В городе Минске в 2000 году
3. В городе Ашхабаде в 2001 году.
Вопрос 58
Какая страна БРИКС лидировала в производстве пшеницы по итогам 2022 года?
1. Бразилия;
2. Китай;
3. Южно-Африканская Республика.
Вопрос 59
Какая страна БРИКС стала лидером по производству легковых автомобилей?
1. Индия;
2. Китай;
3. Россия.
Вопрос 60
В какой из стран СНГ за 2023 год зарегистрирован наибольший коэффициент брачности при наименьшем коэффициенте разводимости?
1. Беларусь
2. Россия

3. Узбекистан.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО ДИКТАНТА 2025

Тема диктанта «Статистика пришла в школу»


С 2023 года в обязательную программу школьного образования был введён предмет «Вероятность и статистика», являющийся частью курса математики. Новый предметзнакомит учащихся с базовыми понятиями теории статистики; прививает навыки работы с данными.

Ответить на вопросы диктанта поможет материал учебника «Математика. Вероятность и статистика. 7-9 классы».


Вопрос 1

Среднее арифметическое хорошо подходит для описания:

1. Однородных массивов данных, в которых величины имеют один и тот же смысл, и нет значений, которые сильно отличаются от большинства;

2. Массивов данных, в которых одно или несколько чисел намного больше или меньше остальных;

3. Неоднородных и однородных массивов данных.

Вопрос 2

Тенденция (тренд) это:

1. Устойчивый рост явления, обусловленный влиянием постоянно действующих факторов;

2. Направление развития явления, обусловленное воздействием случайных факторов;

3. Характерное, устойчивое изменение. Как правило, тенденция обусловлена долгосрочными факторами, которые заставляют величину расти или убывать.

Вопрос 3

Отрицанием к утверждению "В любом числовом наборе сумма частот значений равна единице" является:

1. В любом числовом наборе сумма частот значений больше единицы;

2. Существуют числовые наборы, в которых сумма частот не равна единице;

3. В любом числовом наборе сумма частот значений меньше единицы.

Вопрос 4

Для чего в статистике используется контрольная сумма?

1. Защиты информации от ошибок при ее передаче;

2. Шифровки информации и обеспечения конфиденциальности;

3. Учета объема обработанной информации.

Вопрос 5

Для чего используется случайный выбор в социологических исследованиях?

1. Формирования группы опрашиваемых людей;

2. Формирования генеральной совокупности;

3. Определения числа респондентов для опроса.

Вопрос 6

Изучаемая группа, из которой выбираются предметы, или люди для опроса, или испытаний, называется:

1. Выборочная совокупность;

2. Генеральная совокупность;

3. Изучаемая группа.

Вопрос 7

Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга по прямой 634 км, до Казани - 837, до Нижнего Новгорода - 401, до Ярославля - 250, до Суздаля - 220 км. Каким показателем характеризуется диапазон между максимальным и минимальным расстоянием городов относительно столицы:

1. Среднее арифметическое расстояние;

2. Дисперсия;

3. Размах

Вопрос 8

Известно, что под воздействием множества случайных факторов большинство величин в окружающем нас мире изменяется. Для представления изменчивых величин, которые встречаются в повседневной жизни, служат случайные величины. Является ли случайной величиной количество выпавших осадков за лето 2024 года в Московской области?

1. Да, является;

2. Нет, не является;

3. Да, при точном прогнозе синоптиков.

Вопрос 9

Диаграммы используются для:

1. Упорядочения и поиска данных;

2. Проведения вычислений, дополняющих представленные данные;

3. Наглядного, запоминающегося изображения и сопоставления данных.

Вопрос 10

Как определить число перестановок n предметов?

1. Число перестановок равно факториалу числа n (n!);

2. Пронумеровать эти предметы;

3. Умножить количество предметов на 2.

Вопрос 11

Петя хочет перевезти часть вещей из дома на дачу. При этом у него есть ограничение по объёму – объём багажника в машине равен 10 условным единицам. У него есть три типа коробок:

• объём первой равен 2 условным единицам, и весит она 2 кг;

• объём второй равен 3 условным единицам, и весит она 4 кг;

• объём третьей равен 4 условным единицам, и весит она 5 кг.

Какой максимальный вес в килограммах может увезти Петя за один раз?

1. 17;

2. 15;

3. 13.

Вопрос 12

Самая низкая температура на Марсе составляет примерно -125°С (зимой, ближе к полюсам), самая высокая может достигать +20 °С (летним днём). Средняя температура на Марсе составляет около -60°С. Чему равен размах температур на Марсе?

1. 72,5°С;

2. 145°С;

3. -105°С.

Вопрос 13

Важнейшая статистическая единица, состоящая из лиц, проживающих в одном жилом помещении и объединяющих свои средства для обеспечения всем необходимым для жизни, называется:

1. Семья;

2. Домохозяйство;

3. Община.

Вопрос 14

Наглядные методы представления статистической информации позволяют сделать ее более доступной, понятной и запоминающейся. Какой из ниже приведенных мы не можем отнести к визуальным инструментам?

1. Базы статистических данных;

2. Гистограмма;

3. Круговая диаграмма.

Вопрос 15

В исследовании было выявлено, что коэффициент корреляции между количеством часов, потраченных на учебу, и оценкой на экзамене составляет 0,75. Что можно заключить из этого результата?

1. Увеличение количества часов, потраченных на учебу, гарантированно приведет к более высокой оценке на экзамене.

2. Существует сильная положительная линейная связь между количеством часов, потраченных на учебу, и оценкой на экзамене.

3. Количество часов, потраченных на учебу, не влияет на оценку на экзамене.

Вопрос 16

В классе 21 ученик. Их средний рост равен 129 см. Каким будет средний рост, если из класса уйдёт ученик ростом 121 см?

1. 120 см;

2. 129,4 см;

3. 125 см.

Вопрос 17

Дан набор данных: 2, 4, 6, 8, 10. Какое утверждение верно?

1. Среднее арифметическое больше медианы;

2. Медиана больше среднего арифметического;

3. Среднее арифметическое равно медиане.

Вопрос 18

В классе 20 учеников. Из них 12 углубленно занимаются математикой, 8 - информатикой, и 5 - и тем и другим. Сколько учеников не занимаются ни математикой, ни информатикой?

1. 0;

2. 5;

3. 12.

Вопрос 19

Если из букв слова "Статистика" выбирается одна буква, какова вероятность того, что выбранная буква будет гласная?

1. 5/9;

2. 4/10;

3. 3/8.

Вопрос 20

Какой вид события существует в теории вероятности?

1. Необдуманное;

2. Случайное;

3. Неправильное.

Вопрос 21

Какая величина позволяет оценить уровень отклонения, разброса данных от их среднего значения:

1. Дисперсия;

2. Мода;

3. Среднее арифметическое.

Вопрос 22

Какой тип шкалы используется, если показатель "категория" - уровень образования (начальное, среднее, высшее):

1. Номинальная;

2. Интервальная;

3. Порядковая.

Вопрос 23

Вероятность невозможного события считается равной:

1. 1;

2. 0;

3. Может быть любым числом от 0 до 1.

Вопрос 24

Выберите достоверное событие:

1. При бросании игральной кости выпало число 7;

2. После понедельника наступил вторник;

3. В Москве в декабре температура воздуха прогрелась до +40 градусов .

Вопрос 25

В коробке лежит 4 зеленых и 5 желтых шаров. Наугад вынимают один шар. Какова вероятность того, что этот шар окажется желтым?

1. 5/9;

2. 4/9;

3. 0.

Вопрос 26

Отношение суммы всех чисел массива к их количеству это:

1. Среднее арифметическое;

2. Мода;

3. Медиана.

Вопрос 27

В коробке лежат карточки с числами от 1 до 50. Какая вероятность вытянуть карточку с числом больше 40?

1. 50%;

2. 10%;

3. 20%. 

Вопрос 28

 Найдите медианный среднедушевой доход группы людей из 7 человек: 5000, 7000, 9000, 10000, 11000, 15000, 50000.

1. 10000;

2. 15286;

3. 20000.

Вопрос 29

В организации 16 сотрудников: 4 из них - со стажем 1 год, 3 человека - со стажем 2 года, 5 - со стажем 3 года и 4 человека - со стажем 4 года. Определите модальный (типичный, наиболее распространенный) стаж:

1. 3;

2. 4;

3. 5.

Вопрос 30

В результате измерений температуры воды в сосудах, получены следующие показания: 30, 31, 28, 33, 36, 37, 30, 35 градусов. Найдите среднюю арифметическую температуру воды в сосудах.

1. 32.5;

2. 30,0;

3. 34,0.